Авторы Forbes.kz не раз поднимали тему госзакупок. Часто наши эксперты сходятся во мнении, что зацикленность бизнеса на государственных тендерах развращает предпринимательство, делает бизнес менее гибким. Однако у Тимура Нугманова, председателя правления ОЮЛ Союз промышленников и предпринимателей «Национальная индустриальная палата Казахстана», кандидата юридических наук, иная точка зрения. Придерживаясь принципа плюрализма мнений, редакция Forbes.kz дала возможность высказаться г-ну Нугманову.
Двигатель экономики
Опыт развития малого и среднего бизнеса в зарубежных странах показывает: МСБ играет огромную роль в становлении экономики страны, создавая конкуренцию на рынке. К примеру, сейчас в странах Европейского союза в малых и средних компаниях трудится примерно половина трудоспособного населения. Сектор МСБ там отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и рабочих мест. Поэтому многие государства стремятся повышать уровень конкурентоспособности малых и средних предприятий, улучшать условия для предпринимательской деятельности и на государственном уровне поддерживать МСБ. Такая поддержка включает финансово-кредитную и имущественную помощь предприятиям. Ядром такой помощи нередко является система государственных закупок.
Потому особый интерес представляет Закон РК «О государственных закупках», введенный в действие с 1 января 2016. Каким же образом он будет стимулировать и поддерживать МСБ?
Мал золотник, да дорог
Анализ этого закона показывает: в его положениях имеется ряд норм, которые можно расценивать как косвенную поддержку МСБ.
Так, одним из основных принципов осуществления госзакупок (статья 4) является оказание поддержки отечественным производителям, поставщикам работ и услуг. Правда, в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным Казахстаном.
Считаю, обоснованием такого подхода являться то, что в суммарном выражении подавляющее большинство компаний Казахстана – субъекты МСБ, а не субъекты крупного предпринимательства. Ведь по состоянию на 1 февраля 2016 количество действующих субъектов МСП в стране – более 1,3 млн. В общем количестве субъектов МСП доля индивидуальных предпринимателей - 72,4%, крестьянских хозяйств - 13,8%, юридических лиц малого предпринимательства - 13,6%, юридических лиц среднего предпринимательства - 0,2%. В тоже время количество субъектов крупного бизнеса в стране всего 2 520. Из них действующих – 2 452.
Гарантий больше нет
Согласно новому Закону «О государственных закупках», конкурсная документация должна содержать техническую спецификацию с указанием требуемых функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик закупаемых товаров, работ и услуг. При этом техспецификация не должна противоречить требованиям, установленным законодательством в области технического регулирования. Считаю, эта норма также направлена на косвенную поддержку предпринимателей, включая МСБ. Ведь через систему технического регулирования (техрегламенты) могут устанавливаться особые требования к поставляемой продукции.
Однако в новом законе, в отличие от ранее действовавшего, отсутствуют прямые нормы о предоставлении гарантированного закупа для субъектов МСП. В тоже время у наших партнеров по ЕАЭС и у соседних стран в законодательстве о госзакупках прописаны специальные нормы о поддержке МСБ.
Несмотря на ВТО
Так, закон Белоруссии «О государственных закупках» от 13 июля 2012 предусматривает норму (статья 31) о том, что субъектам МСП гарантируется возможность участия в процедурах госзакупок по перечню, определяемому Советом министров. Если предмет госзакупки и его объем могут распределяться по частям, то одна из частей должна составлять не более 10%этого предмета госзакупки. Участниками по такому лоту могут выступать только субъекты МСП, предлагающие товары и услуги собственного производства, согласно установленному перечню.
Закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 также предусматривает меры господдержки МСБ в получении госзаказа (статья 15). В соответствии с этим законом заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере не менее, чем 10%, и не более, чем 20% от общего годового объема поставок товаров, согласно перечню, установленному правительством РФ. Исключение составляют лишь случаи размещения заказов для нужд обороны и нацбезопасности.
В Китае также осуществляется поддержка МСБ через систему госзакупок. Закон КНР «О содействии малым и средним предприятиям» устанавливает, что государство предпринимает меры для расширения прямых каналов финансирования малых и средних предприятий, активно создает условия их деятельности, а также непосредственно финансирует их в различной форме в рамках, разрешенных законодательством и подзаконными актами.
Более того, в соответствии с законодательством КНР, большинство иностранных производителей не могут проникнуть на китайский рынок закупок, потому что их товары, даже если изготовлены или собраны в Китае, не считаются внутренними (национальными). И это при том, что Китай является членом ВТО!
Таким образом, можно констатировать, что новый Закон РК «О государственных закупках» нуждается в дополнении. В частности, необходимо установить нормы о возможности гарантированного закупа товаров, работ и услуг у субъектов МСБ. Считаю, что это соответствовало бы духу поручений президента Нурсултана Назарбаева о развитии и поддержки МСП, данных в послании народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост реформы и развитие».