Председатель правления НИПК Тимур Нугманов рассуждает о новом законе о госзакупках и его влиянии на МСБ Казахстана

03.09.2018 г.

Авторы Forbes.kz не раз поднимали тему госзакупок. Часто наши эксперты сходятся во мнении, что зацикленность бизнеса на государственных тендерах развращает предпринимательство, делает бизнес менее гибким. Однако у Тимура Нугманова, председателя правления ОЮЛ Союз промышленников и предпринимателей «Национальная индустриальная палата Казахстана», кандидата юридических наук, иная точка зрения. Придерживаясь принципа плюрализма мнений, редакция Forbes.kz дала возможность высказаться г-ну Нугманову. 

Двигатель экономики

Опыт развития малого и среднего бизнеса в зарубежных странах показывает: МСБ играет огромную роль в становлении экономики страны, создавая конкуренцию на рынке. К примеру, сейчас в странах Европейского союза в малых и средних компаниях трудится примерно половина трудоспособного населения. Сектор МСБ там отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и рабочих мест. Поэтому многие государства стремятся повышать уровень конкурентоспособности малых и средних предприятий, улучшать условия для предпринимательской деятельности и на государственном уровне поддерживать МСБ. Такая поддержка включает финансово-кредитную и имущественную помощь предприятиям. Ядром такой помощи нередко является система государственных закупок.

Потому особый интерес представляет Закон РК «О государственных закупках», введенный в действие с 1 января 2016. Каким же образом он будет стимулировать и поддерживать МСБ?

Мал золотник, да дорог

Анализ этого закона показывает: в его положениях имеется ряд норм, которые можно расценивать как косвенную поддержку МСБ.

Так, одним из основных принципов осуществления госзакупок (статья 4) является оказание поддержки отечественным производителям, поставщикам работ и услуг. Правда, в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным Казахстаном.

Считаю, обоснованием такого подхода являться то, что в суммарном выражении подавляющее большинство компаний Казахстана – субъекты МСБ, а не субъекты крупного предпринимательства. Ведь по состоянию на 1 февраля 2016 количество действующих субъектов МСП в стране – более 1,3 млн. В общем количестве субъектов МСП доля индивидуальных предпринимателей - 72,4%, крестьянских хозяйств - 13,8%, юридических лиц малого предпринимательства - 13,6%, юридических лиц среднего предпринимательства - 0,2%. В тоже время количество субъектов крупного бизнеса в стране всего 2 520. Из них действующих – 2 452.

Гарантий больше нет

Согласно новому Закону «О государственных закупках», конкурсная документация должна содержать техническую спецификацию с указанием требуемых функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик закупаемых товаров, работ и услуг. При этом техспецификация не должна противоречить требованиям, установленным законодательством в области технического регулирования. Считаю, эта норма также направлена на косвенную поддержку предпринимателей, включая МСБ. Ведь через систему технического регулирования (техрегламенты) могут устанавливаться особые требования к поставляемой продукции.

Однако в новом законе, в отличие от ранее действовавшего, отсутствуют прямые нормы о предоставлении гарантированного закупа для субъектов МСП. В тоже время у наших партнеров по ЕАЭС и у соседних стран в законодательстве о госзакупках прописаны специальные нормы о поддержке МСБ.

Несмотря на ВТО

Так, закон Белоруссии «О государственных закупках» от 13 июля 2012 предусматривает норму (статья 31) о том, что субъектам МСП гарантируется возможность участия в процедурах госзакупок по перечню, определяемому Советом министров. Если предмет госзакупки и его объем могут распределяться по частям, то одна из частей должна составлять не более 10%этого предмета госзакупки. Участниками по такому лоту могут выступать только субъекты МСП, предлагающие товары и услуги собственного производства, согласно установленному перечню.

Закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 также предусматривает меры господдержки МСБ в получении госзаказа (статья 15). В соответствии с этим законом заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере не менее, чем 10%, и не более, чем 20% от общего годового объема поставок товаров, согласно перечню, установленному правительством РФ. Исключение составляют лишь случаи размещения заказов для нужд обороны и нацбезопасности.

В Китае также осуществляется поддержка МСБ через систему госзакупок. Закон КНР «О содействии малым и средним предприятиям» устанавливает, что государство предпринимает меры для расширения прямых каналов финансирования малых и средних предприятий, активно создает условия их деятельности, а также непосредственно финансирует их в различной форме в рамках, разрешенных законодательством и подзаконными актами.

Более того, в соответствии с законодательством КНР, большинство иностранных производителей не могут проникнуть на китайский рынок закупок, потому что их товары, даже если изготовлены или собраны в Китае, не считаются внутренними (национальными). И это при том, что Китай является членом ВТО!

Таким образом, можно констатировать, что новый Закон РК «О государственных закупках» нуждается в дополнении. В частности, необходимо установить нормы о возможности гарантированного закупа товаров, работ и услуг у субъектов МСБ. Считаю, что это соответствовало бы духу поручений президента Нурсултана Назарбаева о развитии и поддержки МСП, данных в послании народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост реформы и развитие».

Что еще почитать